Никто не знал что я танцую. Все думали, что это я стою, работаю, гуляю, сплю, ем, хожу, сижу, лежу (с)
Попала на передачу по "Радио Росси", где мною очень уважаемый и замечательный дядечка - филососф и писатель - по имени Михаил Веллер рассказывал о своём отношении к проблеме, раасматривал её с культуорлогической и политологической точек зрения. Время от времени ему звонили с вопросами, которные он так же щедро комментировал.
Мне пришлось очень в тему и очень понравилось.
- При проведении правильной внешней политики, соседние страны — это партнеры, уважительно относящиеся друг к другу, предоставляющие друг другу режим наибольшего благоприятствования, содействующие друг другу в планах и работающие на интересы взаимной выгоды. Политика, которая ведет к ухудшению отношений с соседями, если только это не входит в предварительные планы государства, — это политика ошибочная, бездарная, пустая, вредная, требующая быстрого, решительного и категорического пересмотра.
У России к соседним странам нет особых территориальных или экономических претензий. Тем не менее, с некоторыми из них отношения плохие. Вывод из этого однозначный: наша внешняя политика на этих направлениях бездарна, непоследовательна и вообще никуда не годится. Происходящее сегодня в Эстонии – одно из следствий бездарности российской политики, и, потому, прежде всего, претензии нужно предъявлять к себе. Если ты не хочешь понимать трудности и обиды другого, то ты не в праве ожидать, что другой будет понимать твои трудности и обиды. В результате, как когда-то русские в Эстонии не хотели понимать национальные обиды эстонцев, отлично помнящих оккупацию, депортации, точно так же сейчас эстонцы не желают понимать и не собираются вникать в проблему национального унижения русских.
Начиная с 1992 года, я предостерегал от излишне радужных планов насчет эстонско-русских отношений, потому как понимал, что в Эстонии, как и в других прибалтийских странах, неизбежно должен был наступить постоккупационный синдром. Когда эстонцы предъявляют претензии к русским – это понятно и логично. Но когда Россия ничего не делает для русских, живущих в Эстонии, то здесь логика приобретает гадостный характер.
Понятно, что по сравнению с другими регионами, в которых есть нефть, газ и миллиарды денег, Прибалтика — это такой ничтожный участок, который не особенно волнует российский МИД. Но морально это перенести совершенно невозможно, потому что деятельность российского МИДа и правительства по отношению к соотечественникам в Прибалтике строится по принципу — «умер Ахрим, ну и хрен с ним». Можно подкинуть какие-то финансовые средства, раз в год собрать совещание соотечественников, которые, выходя по очереди на трибуны, потолкут воду в ступе, поживут в гостиницах, выпьют в кабаке и разъедутся еще на год. Теперь мы пожинаем плоды такой деятельности.
- Причем же тут памятник?
- Памятник – это не только монумент советскому солдату, освободившему Европу от фашизма, не только прах воинов, павших в борьбе с фашизмом. Достаточным количеством эстонского населения советский солдат воспринимался непонятно как — то ли как оккупант, то ли как освободитель. Но все равно он остается символом имперского величия чужого им государства.
Подобные памятники, которые возводились при советской власти, сам характер этих памятников, их местоположение, должны были утверждать имперскую мощь и гордость, утверждать по праву имперское владение теми или иными территориями. И для таких государств, как Польша, Венгрия, или та же Эстония, уничтожение подобных памятников-символов – это освобождение от власти бывшей огромной и страшной советской империи. В этом нужно отдавать себе отчет и строить внешнюю политику с учетом этих обстоятельств. Мы не можем рассчитывать на то, что, перестав быть великой империей, мы сохраним вне своих пределов символы великой империи.
И чего мы можем требовать от них, от чужих, если сами обращаемся со своим наследием отвратительно? Это событие взять, к примеру, со сносом памятника советских солдатам в Химках. Он, видите ли, мешает шоссе будущему... Ну ладно, даже сли приняли вы такое решение, то военных, героев - должны перезахоранивать с почестями, с ритуалом положенным. А то,ч то они просто экскаватором всё снесли - это осквернение! Раньше, в менее гуманнеы времена за такое неуважение подвергли бы смертной казни. Мы юлим по поводу Эстонии, но в первую очередь, если быть честными с собой, стоило бы засудить тех управленцев, что организовали снос памятника в Химках.
- Вы считаете, что Россия не была готова к такому развитию событий в Эстонии?
- Не только Россия, но и сама Эстония не была готова к такому развитию событий. Глупости здесь больше, чем намерения устроить провокацию. Проще говоря, если уж так хотелось убрать монумент, то делать это надо было тихо, в темном и холодном декабре, когда люди готовятся к Рождеству. Тихо убрать памятник, рассчитывая на то, что через некоторое время все про него забудут. Вместо этого акцию произвели демонстративно — к девятому мая. Я не знаю, что Эстония хотела этим показать. Может быть, что она такая сверхнезависимая страна, или что она — член НАТО, или что она «сверхотморожена». По моему мнению, с одной стороны, этот поступок глупый, а с другой – чудовищно бестактный.
Мне пришлось очень в тему и очень понравилось.
- При проведении правильной внешней политики, соседние страны — это партнеры, уважительно относящиеся друг к другу, предоставляющие друг другу режим наибольшего благоприятствования, содействующие друг другу в планах и работающие на интересы взаимной выгоды. Политика, которая ведет к ухудшению отношений с соседями, если только это не входит в предварительные планы государства, — это политика ошибочная, бездарная, пустая, вредная, требующая быстрого, решительного и категорического пересмотра.
У России к соседним странам нет особых территориальных или экономических претензий. Тем не менее, с некоторыми из них отношения плохие. Вывод из этого однозначный: наша внешняя политика на этих направлениях бездарна, непоследовательна и вообще никуда не годится. Происходящее сегодня в Эстонии – одно из следствий бездарности российской политики, и, потому, прежде всего, претензии нужно предъявлять к себе. Если ты не хочешь понимать трудности и обиды другого, то ты не в праве ожидать, что другой будет понимать твои трудности и обиды. В результате, как когда-то русские в Эстонии не хотели понимать национальные обиды эстонцев, отлично помнящих оккупацию, депортации, точно так же сейчас эстонцы не желают понимать и не собираются вникать в проблему национального унижения русских.
Начиная с 1992 года, я предостерегал от излишне радужных планов насчет эстонско-русских отношений, потому как понимал, что в Эстонии, как и в других прибалтийских странах, неизбежно должен был наступить постоккупационный синдром. Когда эстонцы предъявляют претензии к русским – это понятно и логично. Но когда Россия ничего не делает для русских, живущих в Эстонии, то здесь логика приобретает гадостный характер.
Понятно, что по сравнению с другими регионами, в которых есть нефть, газ и миллиарды денег, Прибалтика — это такой ничтожный участок, который не особенно волнует российский МИД. Но морально это перенести совершенно невозможно, потому что деятельность российского МИДа и правительства по отношению к соотечественникам в Прибалтике строится по принципу — «умер Ахрим, ну и хрен с ним». Можно подкинуть какие-то финансовые средства, раз в год собрать совещание соотечественников, которые, выходя по очереди на трибуны, потолкут воду в ступе, поживут в гостиницах, выпьют в кабаке и разъедутся еще на год. Теперь мы пожинаем плоды такой деятельности.
- Причем же тут памятник?
- Памятник – это не только монумент советскому солдату, освободившему Европу от фашизма, не только прах воинов, павших в борьбе с фашизмом. Достаточным количеством эстонского населения советский солдат воспринимался непонятно как — то ли как оккупант, то ли как освободитель. Но все равно он остается символом имперского величия чужого им государства.
Подобные памятники, которые возводились при советской власти, сам характер этих памятников, их местоположение, должны были утверждать имперскую мощь и гордость, утверждать по праву имперское владение теми или иными территориями. И для таких государств, как Польша, Венгрия, или та же Эстония, уничтожение подобных памятников-символов – это освобождение от власти бывшей огромной и страшной советской империи. В этом нужно отдавать себе отчет и строить внешнюю политику с учетом этих обстоятельств. Мы не можем рассчитывать на то, что, перестав быть великой империей, мы сохраним вне своих пределов символы великой империи.
И чего мы можем требовать от них, от чужих, если сами обращаемся со своим наследием отвратительно? Это событие взять, к примеру, со сносом памятника советских солдатам в Химках. Он, видите ли, мешает шоссе будущему... Ну ладно, даже сли приняли вы такое решение, то военных, героев - должны перезахоранивать с почестями, с ритуалом положенным. А то,ч то они просто экскаватором всё снесли - это осквернение! Раньше, в менее гуманнеы времена за такое неуважение подвергли бы смертной казни. Мы юлим по поводу Эстонии, но в первую очередь, если быть честными с собой, стоило бы засудить тех управленцев, что организовали снос памятника в Химках.
- Вы считаете, что Россия не была готова к такому развитию событий в Эстонии?
- Не только Россия, но и сама Эстония не была готова к такому развитию событий. Глупости здесь больше, чем намерения устроить провокацию. Проще говоря, если уж так хотелось убрать монумент, то делать это надо было тихо, в темном и холодном декабре, когда люди готовятся к Рождеству. Тихо убрать памятник, рассчитывая на то, что через некоторое время все про него забудут. Вместо этого акцию произвели демонстративно — к девятому мая. Я не знаю, что Эстония хотела этим показать. Может быть, что она такая сверхнезависимая страна, или что она — член НАТО, или что она «сверхотморожена». По моему мнению, с одной стороны, этот поступок глупый, а с другой – чудовищно бестактный.