Никто не знал что я танцую. Все думали, что это я стою, работаю, гуляю, сплю, ем, хожу, сижу, лежу (с)
Статья - кусочек из моего же диплома - про то, что такое катхак, которым я сейчас занимаюсь)
Катхак – классический танцевальный стиль, зародившийся в северных областях Индии.
читать дальшеКатках – единственный классический танец Индии, связанный как с индуистской, так и с мусульманской культурой. Тем не менее, это чрезвычайно цельный и самобытный танцевальный стиль.
В 1930-е годы, когда индийское исполнительское искусство начало обретать новое рождение, делаются попытки назвать северо-индийскую танцевальную традицию "бхаратанритья" - по аналогии с южно-индийским "бхаратанатьям". Но это название не приживается, и танец получает название "катхак", которое выводят из наименования танцоров, представлявших со времен появления эпических поэм Индии театрализованные сцены из священных текстов – катхаков. Катхак не имеет письменных источников, аналогичных южно-инидийским ("Натья шастра", "Абхинайя дарпана"), которые могут дать столь же подробные сведения о танцевальной традиции в северных районах Индии. Возможно, отсутствие жестко фиксированного канона является одной из причин, по которым в катхаке развилась тенденция к относительной свободе творчества танцовщицы в ходе представления.
Катхак, близкий к современной своей форме, возникает приблизительно в конце XVIII в. Родина катхака – территория современного штата Раджастан.
В истории катхака некоторые исследователи выделяют три эпохи: религиозную, романтическую и поэтическую.
Первая – древнейшая, легендарная – религиозная – существовала в Индии до мусульманских завоеваний. Тогда танец был частью богослужения и исполнялся при храмах.
Вторая эпоха связана с индо-мусульманским культурным синтезом, сложившийся в северных областях Индии. Начиная с VIII века, в Индию с завоевателями проник ислам, что во многом наложило свой отпечаток на культуру страны, в том числе и в сфере отношения к искусству. Многие музыканты и танцоры покинули северные районы и переселились на юг и восток Индостана. Именно тогда началось разделение северо-индийской и южно-индийской традиций танцевальных и музыкальных стилей. В связи с мусульманскими завоеваниями и конфессиональным и этническим изменением танец перестает рассматриваться как ценный религиозный элемент жизни, на него смотрят с осуждением. Мусульмане запретили храмовые танцы, но, будучи любителями красоты, всё же, видоизменив танец, переселили его во дворцы. Стиль в этот период получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, отбиваемыми ступнями. На этом фоне появился новый вокальный стиль – кхайял – облегченный и романтизированный (поэтому период и получил название "романтического") по сравнению с жестко-каноничным и религиозным предшественником – друпадом.
Поэтическая эпоха катхака – это время его расцвета при дворах в XVIII-XIX вв., когда получает развитие спонтанная импровизация танцоров.
Период британского правления принёс исполнительским искусствам Индии новые испытания. Британское законодательство и викторианская мораль подвергали индийский танец осуждению и гонению. Но причиной тому была и деградация стиля сама по себе: к концу XIX в. число танцоров катхака стало поистине огромным, его черты стали размываться, упрощаться, и в глазах общества всякий танец стал считаться презренным занятием, уделом продажных женщин. Однако, косвенно это оказало и благоприятное воздействие, так как заставило танцоров задуматься о происходящем с танцевальной традицией, и вскоре появилась тенденция к возвращению былого благородного статуса и духовного начала древнему танцевальному наследию Северной Индии, к наполнению его смыслом и глубиной. И во время периода национально-культурного подъёма и обретения Индией независимости (30-40-е гг. ХХ века) многое в стиле было переосмыслено и очищено.
Как и всё в Индии, катхак имеет две истории – реальную и мифологическую. Они так тесно сплетены друг с другом, что нередко их сложно бывает разделить. Большую роль в мифологической истории катхака играет культ Кришны Натвара – "танцора-победителя", как бы параллельного южно-индийскому культу Шивы Натараджи ("Владыки танца"). Культ Кришны глубоко проник в мусульманскую культуру Индии, а мусульманское общество с удовольствием восприняло любовную тему Кришны и Радхи (т.к. она соотносится с суфийской идеей о душе человека в поисках божественного, душе человека, любящей бога: Радха (души) переживает терзания и метания, когда она считает, что возлюбленный Кришна (Бог) её оставил, но на деле бог её любит, и лишь играет, танцует с ней...). Танец Кришны получил в катхаке собирательное название "натвари нритья" и вырос в целую художественную отрасль. Эта тема проигрывается и в чистом танце и в многочисленных танцевальных сюжетах, в представлении типов характеров героев, в разыгрываемых мифологических и легендарных сюжетах.
В древности исполнение танцевальных композиций технически гораздо проще по сравнению с сегодняшним днем. Уже в конце XVIII в. внимание сосредотачивается на ритмических дробях, выбиваемых ступнями ног. В основе современного катхака лежит, прежде всего, ритм, с которым связываются образ и мелодия. Базисом катхака являются два основных типа движения: чакра – круговые и рекха – линейные, а также три направления этих движений: вертикаль, горизонталь, диагональ. В целом для катхака характерны строгость и лаконичность движений. Катхак исполняется на прямых ногах (в отличие от южных стилей).
Особым элементом, помогающим подчеркнуть, выявить музыкальный ритм, являются гхунгуру – бубенчики, прикрепленные к длинной веревке, которой обвязываются щиколотки танцора. Такие бубенчики используются и в других стилях, но катхак единственный из них, который использует возможности гхунгуру максимально.
В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, именуемые тоде, тук-де, парана, парамела и тарана. Каждый из номеров обладает внутренней завершенностью и исполняется на определенный ритм. Композиция может быть короткой, но исполняться в быстром темпе, что позволяет танцовщице раскрыть свое мастерство. Ритмические дроби составляют важнейший элемент катхака: танцовщица выстукивает ступнями сложнейшие "узоры", называемые таткарами. Ступня может делать удар всей поверхностью, мыском, внутренним и внешним ребром, даже одним пальцем. Каждый удар звучит по-разному, и танцор словно "играет" на ступнях как на инструменте. Эти ритмы перекликаются в сопровождающей музыкой (особенно звуками ударных, а также речитатвами, выпеваемыми певцом).
Мимическая игра в этом стиле танца не особенно сложна (по сравнению с южными стилями), а движения рук наделены более доступным, конкретным значением. Особым видом такого изобразительного танца является гатабхава, при исполнении которого танцовщица разыгрывает сценки из повседневной жизни - черпает воду из колодца, прихорашивается перед зеркалом, ожидает возлюбленного - под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Такой танец не сопровождается пением.
Катхак – танец, который следует не только смотреть, но и слушать, что вводит его в важнейшую для индийской культуры категорию "слушания". Танцор должен сам видеть и уметь показать зрителям музыкальные образы, сделать зримыми ритмические композиции. Танец исполняется под аккомпанемент ударных - табла и пакхавадж, и струнных – саранги, ситара, и сарода. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде. Однако, даже в индийском типе одежды чувствуется мусульманское влияние – костюмы куда более закрыты, чем в южноиндийских стилях , а порой единственными открытыми участками тела являются кисти рук и стопы – собственно, важнейшие для этого танца.
В катхаке существуют традиции разных школ – гхаран. Так, основными из них являются школа Лакхнау, школа Джайпур, школа Джанки Прасада или Варанаси, школа Райгарх. Однако, их всех объединяет единая система ритмических структур и их танцевальное изображение. Границы между всеми ними в настоящее время более чем проницаемы. Многие мастера используют элементы всех стилей, хотя формальная принадлежность той или иной школе и соответственно той или иной фамильной линии танцоров чаще всего сохраняется.

Катхак – классический танцевальный стиль, зародившийся в северных областях Индии.
читать дальшеКатках – единственный классический танец Индии, связанный как с индуистской, так и с мусульманской культурой. Тем не менее, это чрезвычайно цельный и самобытный танцевальный стиль.
В 1930-е годы, когда индийское исполнительское искусство начало обретать новое рождение, делаются попытки назвать северо-индийскую танцевальную традицию "бхаратанритья" - по аналогии с южно-индийским "бхаратанатьям". Но это название не приживается, и танец получает название "катхак", которое выводят из наименования танцоров, представлявших со времен появления эпических поэм Индии театрализованные сцены из священных текстов – катхаков. Катхак не имеет письменных источников, аналогичных южно-инидийским ("Натья шастра", "Абхинайя дарпана"), которые могут дать столь же подробные сведения о танцевальной традиции в северных районах Индии. Возможно, отсутствие жестко фиксированного канона является одной из причин, по которым в катхаке развилась тенденция к относительной свободе творчества танцовщицы в ходе представления.
Катхак, близкий к современной своей форме, возникает приблизительно в конце XVIII в. Родина катхака – территория современного штата Раджастан.
В истории катхака некоторые исследователи выделяют три эпохи: религиозную, романтическую и поэтическую.
Первая – древнейшая, легендарная – религиозная – существовала в Индии до мусульманских завоеваний. Тогда танец был частью богослужения и исполнялся при храмах.
Вторая эпоха связана с индо-мусульманским культурным синтезом, сложившийся в северных областях Индии. Начиная с VIII века, в Индию с завоевателями проник ислам, что во многом наложило свой отпечаток на культуру страны, в том числе и в сфере отношения к искусству. Многие музыканты и танцоры покинули северные районы и переселились на юг и восток Индостана. Именно тогда началось разделение северо-индийской и южно-индийской традиций танцевальных и музыкальных стилей. В связи с мусульманскими завоеваниями и конфессиональным и этническим изменением танец перестает рассматриваться как ценный религиозный элемент жизни, на него смотрят с осуждением. Мусульмане запретили храмовые танцы, но, будучи любителями красоты, всё же, видоизменив танец, переселили его во дворцы. Стиль в этот период получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, отбиваемыми ступнями. На этом фоне появился новый вокальный стиль – кхайял – облегченный и романтизированный (поэтому период и получил название "романтического") по сравнению с жестко-каноничным и религиозным предшественником – друпадом.
Поэтическая эпоха катхака – это время его расцвета при дворах в XVIII-XIX вв., когда получает развитие спонтанная импровизация танцоров.
Период британского правления принёс исполнительским искусствам Индии новые испытания. Британское законодательство и викторианская мораль подвергали индийский танец осуждению и гонению. Но причиной тому была и деградация стиля сама по себе: к концу XIX в. число танцоров катхака стало поистине огромным, его черты стали размываться, упрощаться, и в глазах общества всякий танец стал считаться презренным занятием, уделом продажных женщин. Однако, косвенно это оказало и благоприятное воздействие, так как заставило танцоров задуматься о происходящем с танцевальной традицией, и вскоре появилась тенденция к возвращению былого благородного статуса и духовного начала древнему танцевальному наследию Северной Индии, к наполнению его смыслом и глубиной. И во время периода национально-культурного подъёма и обретения Индией независимости (30-40-е гг. ХХ века) многое в стиле было переосмыслено и очищено.
Как и всё в Индии, катхак имеет две истории – реальную и мифологическую. Они так тесно сплетены друг с другом, что нередко их сложно бывает разделить. Большую роль в мифологической истории катхака играет культ Кришны Натвара – "танцора-победителя", как бы параллельного южно-индийскому культу Шивы Натараджи ("Владыки танца"). Культ Кришны глубоко проник в мусульманскую культуру Индии, а мусульманское общество с удовольствием восприняло любовную тему Кришны и Радхи (т.к. она соотносится с суфийской идеей о душе человека в поисках божественного, душе человека, любящей бога: Радха (души) переживает терзания и метания, когда она считает, что возлюбленный Кришна (Бог) её оставил, но на деле бог её любит, и лишь играет, танцует с ней...). Танец Кришны получил в катхаке собирательное название "натвари нритья" и вырос в целую художественную отрасль. Эта тема проигрывается и в чистом танце и в многочисленных танцевальных сюжетах, в представлении типов характеров героев, в разыгрываемых мифологических и легендарных сюжетах.
В древности исполнение танцевальных композиций технически гораздо проще по сравнению с сегодняшним днем. Уже в конце XVIII в. внимание сосредотачивается на ритмических дробях, выбиваемых ступнями ног. В основе современного катхака лежит, прежде всего, ритм, с которым связываются образ и мелодия. Базисом катхака являются два основных типа движения: чакра – круговые и рекха – линейные, а также три направления этих движений: вертикаль, горизонталь, диагональ. В целом для катхака характерны строгость и лаконичность движений. Катхак исполняется на прямых ногах (в отличие от южных стилей).
Особым элементом, помогающим подчеркнуть, выявить музыкальный ритм, являются гхунгуру – бубенчики, прикрепленные к длинной веревке, которой обвязываются щиколотки танцора. Такие бубенчики используются и в других стилях, но катхак единственный из них, который использует возможности гхунгуру максимально.
В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, именуемые тоде, тук-де, парана, парамела и тарана. Каждый из номеров обладает внутренней завершенностью и исполняется на определенный ритм. Композиция может быть короткой, но исполняться в быстром темпе, что позволяет танцовщице раскрыть свое мастерство. Ритмические дроби составляют важнейший элемент катхака: танцовщица выстукивает ступнями сложнейшие "узоры", называемые таткарами. Ступня может делать удар всей поверхностью, мыском, внутренним и внешним ребром, даже одним пальцем. Каждый удар звучит по-разному, и танцор словно "играет" на ступнях как на инструменте. Эти ритмы перекликаются в сопровождающей музыкой (особенно звуками ударных, а также речитатвами, выпеваемыми певцом).
Мимическая игра в этом стиле танца не особенно сложна (по сравнению с южными стилями), а движения рук наделены более доступным, конкретным значением. Особым видом такого изобразительного танца является гатабхава, при исполнении которого танцовщица разыгрывает сценки из повседневной жизни - черпает воду из колодца, прихорашивается перед зеркалом, ожидает возлюбленного - под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Такой танец не сопровождается пением.
Катхак – танец, который следует не только смотреть, но и слушать, что вводит его в важнейшую для индийской культуры категорию "слушания". Танцор должен сам видеть и уметь показать зрителям музыкальные образы, сделать зримыми ритмические композиции. Танец исполняется под аккомпанемент ударных - табла и пакхавадж, и струнных – саранги, ситара, и сарода. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде. Однако, даже в индийском типе одежды чувствуется мусульманское влияние – костюмы куда более закрыты, чем в южноиндийских стилях , а порой единственными открытыми участками тела являются кисти рук и стопы – собственно, важнейшие для этого танца.
В катхаке существуют традиции разных школ – гхаран. Так, основными из них являются школа Лакхнау, школа Джайпур, школа Джанки Прасада или Варанаси, школа Райгарх. Однако, их всех объединяет единая система ритмических структур и их танцевальное изображение. Границы между всеми ними в настоящее время более чем проницаемы. Многие мастера используют элементы всех стилей, хотя формальная принадлежность той или иной школе и соответственно той или иной фамильной линии танцоров чаще всего сохраняется.

@темы: Танцы, Индийскости, Интересности, Катхак